Россия
Украина

Перевал Кату-Ярык

Достопримечательности Алтая

С тюркского языка название перевала Кату-Ярык переводится как теснина, ущелье, трещина в горе. Этот перевал можно назвать воротами в долину Чулышмана. Именно эти ворота открыли миру этот поистине сказочный уголок Алтая. Перевал находится в стороне от Чуйского тракта, в 47 километрах от Улагана. Этот участок дороги ведет от села Балыктуюль на юг Телецкого озера. Это единственная дорога, которая связывает долину Чулышмана с большой землей. Если Вы захотите попасть на перевал, Вам нужно будет посередине села Балыктуюль свернуть направо (Вы не ошибетесь, там установлен указатель «На Балыкчу»). Далее Вы проедете 31 километр по грунтовой дороге, которая проходит по Улаганскому нагорью, минуя Пазырыкские курганы. По дороге Вы сможете насладиться видом тайги и голубыми озерами далеко внизу.

Когда человек попадает в эти места в первый раз, от всего, что он видит, у него буквально захватывает дух. Вправо уходит автомобильный спуск. А слева, на самой высокой точке перевала, есть смотровая площадка. Отсюда можно увидеть просто потрясающие картины. Внизу Вы увидите узкую зеленую ленту Чулышмана, с другой стороны ущелья – Чулышманское нагорье, которое обрывается в долину отвесными стенами скал высотой почти в километр. По эти скальным стенам низвергается водопад высотой почти 100 метров.

Основная часть территории нагорья – Алтайский Государственный Биосферный заповедник. Это самый крупный заповедник Алтая. Справы Вы увидите ущелье, которое уходит в сторону Телецкого озера. Именно по этому ущелью течет река Чулышман. Со всех сторон ущелье обступили горы. Создается впечатление, что эти горы покрыты зеленым плюшем. А справа Вы увидите несколько зигзагов дороги, которая идет с перевала.

Кату-Ярык – уникальный перевал. Второго такого нет во всем мире. Здесь отсутствует классическая симметрия (серпантин подъема – серпантин спуска), характерная для перевалов. Перевал представляет собой спуск в долину Чулышмана с Улаганского плато. Это зигзаг из 9 петель длиной 3.5 километра, который вырублен в склоне горы высотой 800 метров с уклоном порядка 70º. Эту дорогу можно определить как некую «одноколейку», которая проходит над пропастью. Со встречной машиной можно разъехаться только на поворотах (там есть небольшие карманы).

Если Вы собрались ехать в те края на машине, помните – от Вас потребуется повышенное внимание. Лучше отправляться в дорогу в светлое время суток. Уклон дороги в среднем составляет 10º. Самый крутой участок дороги – перед въездом в долину. На тех водителей, которые едут в те края в первый раз, перевал производит большое впечатление. Преодолеть перевал (особенно подъем) достаточно сложно. В этом случае лучше воспользоваться машиной с полным приводом. Конечно, многое зависит от состояния дороги в данный момент и от погоды. В 2010 году дорога была сильно размыта. Пока ее полностью не восстановили.

Кату-Ярык – рукотворный перевал. Он появился в 1989 году, примерно в то же время, что и дорога Балыктуюль – Балыкча. До этого на южный берег Телецкого озера и в долину Чулышмана можно было попасть только по воде или конными тропами. В 1987 году Арсентий Васильевич Санаа (тогда он был директором совхоза «Советский Алтай») проявил инициативу. Они начал работу по проведению дороги. Сейчас в память об этом на перевале установлена табличка. Работу выполняли трое бульдозеристов – Аркадий Абрамович Уханов, его сын Анатолий и племянник Виктор Романович. Работы были закончены в 1989 года. Тогда и был открыт автомобильный перевал.

Открытие этого перевала дало много новых возможностей не только местным жителям, но и туристам. Сейчас есть возможность попасть в уголок Алтая, который до этого был недоступен, в котором сохранилась нетронутая природа. В прежние времена эти земли заселяли теленгиты – одно из самых воинственных племен Алтая. Теленгиты, которые сохранили суровые черты своих предков, живут в долине и сейчас. Но постепенно их недружелюбное отношение к чужакам сменяется гостеприимством. Туристическая инфраструктура за перевалом постоянно развивается. Сейчас сервис на территории тамошних турбаз, возможно, и не дотягивает до европейских стандартов, но во время путешествий Вам обеспечат сохранность имущества и автомобиля. А гостеприимство хозяев обеспечивает, по крайней мере, нейтральное отношение аборигенов.

Стоит ли посетить это место? Да 0 /  Нет 0
Построить маршрут для автомобиля (откроется в новой вкладке)

Смотрите также:

Другие достопримечательности региона:

Адлер
Республика Адыгея
Алтай (сейчас выбран)
Алушта
Анапа
Архангельск
Астрахань
Бахчисарай
Республика Башкортостан
Белгород
Биробиджан
Благовещенск (Амурская область)
Брянск
Республика Бурятия
Владивосток
Владимир
Волгоград
Вологда
Воронеж
Геленджик
Республика Дагестан
Евпатория
Екатеринбург
Забайкальский край
Иваново
Ингушетия
Иркутск
Республика Кабардино-Балкарская
Казань
Калининград
Республика Калмыкия
Калуга
Камчатский Край
Республика Карачаево-Черкесская
Республика Карелия
Кемерово
Керчь
Киров
Республика Коми
Кострома
Краснодар
Красноярск
Курган
Курск
Лазаревское
Липецк
Магадан
Республика Марий Эл
Республика Мордовия
Москва
Мурманск
Нижний Новгород
Новгород Великий
Новосибирск
Омск
Орел
Оренбург
Пенза
Пермь
Псков
Ростов-На-Дону
Рязань
Саки
Самара
Санкт-Петербург
Саратов
Республика Саха (Якутия)
Сахалин
Севастополь
Республика Северная Осетия-Алания
Симферополь
Смоленск
Сочи
Ставрополь
Судак
Тамбов
Тверь
Томск
Тула
Республика Тыва
Тюмень
Республика Удмуртия
Ульяновск
Феодосия
Хабаровск
Республика Хакасия
Хоста
Челябинск
Республика Чеченская
Республика Чувашия
Чукотка
Ялта
Ярославль