Россия
Украина

Храм Покрова на Нерли

Достопримечательности Владимирской области

Когда говорят или пишут об этом храме, часто вспоминают слова Игоря Грабаря, который считает эту церковь не только самым совершенным храмом, но и одним из самых значимых памятников мирового искусства. Так в чем причина такой известности? В удивительно гармоничном облике этого храма или в его истории?

Этот небольшой, но очень изящный храм стоит на приречном лугу, на небольшом холме, там, где Нерль впадает в реку Клязьму. Во время весеннего разлива вода иногда доходила до стен церкви. Тогда легкий одноглавый храм, сверкающий ослепительной белизной, одиноко высился над гладью вод. Он был похож на свечу, которая выросла над просторами заливных лугов.

Русская архитектура создала много непревзойденных шедевров. Но среди них вряд ли найдется такой же лирический памятник, как всемирно известный храм Покрова на Нерли. Это очень гармоничный белокаменный храм. Он органично сливается с пейзажем, который его окружает. Недаром этот храм часто называют поэмой в камне. Просветленная, тонкая гармония храма создается поистине идеальной согласованностью общего и частного. Архитектура уподобляется летящей ввысь, одухотворенной песне или музыке. Храм настолько совершенен, что не возникает ни малейшего сомнения - именно таким задумал его зодчий.

Предание гласит – храм построил князь Андрей Боголюбский в память о своем любимом сыне Изяславе. Возможно, именно поэтому от церкви, которая уединенно стоит на берегу Нерли, веет такой светлой грустью.

По совершенству своих форм и лаконичности храм Покрова на Нерли многие сравнивают с храмами Древней Греции. Трудно поверить, видя это поистине удивительное творение русских зодчих, что в свое время храм чудом спасся от гибели, причем угроза исходила не от воинствующих безбожников эпохи социализма и построения коммунизма, а от православного духовенства. В 1784 году игумен Боголюбова монастыря просил епархиальные власти разрешить разобрать храм, а материал использовать для постройки монастырской колокольни. Владимирский епископ разрешение дал. Храм уцелел только потому, что подрядчики и заказчики не смогли договориться о цене.

Храм был построен в 1165 году. Историки связывают построение храма с походом владимирских полков на Волжскую Булгарию. Этот поход был в 1164 году. Молодой князь Изяслав погиб именно в этом походе. Есть сведения о том, что белый камень, который использован при постройке храма, привезли побежденные волжские булгаре в качестве контрибуции. Храм был посвящен празднику, который в то время только что появился на Руси – Покрова Богородицы. Праздник установило владимирское духовенство и князь Андрей Боголюбский. Они не согласовали это ни с константинопольским патриархом, ни с киевским митрополитом. Праздник должен был свидетельствовать о том, что Богородица оказывает владимирской земле особое покровительство. Ведь Успенский собор (главный храм Владимира) тоже посвящен Богородице. Это его основное отличие от соборов Пскова, Новгорода, Киева – других княжеских столиц.

Место для храма указал сам Андрей Боголюбский. Он выбрал пойменный луг там, где Нерль впадает в Клязьму. Поскольку в те времена уже знали, что в этих местах каждую весну разливается широкое половодье, под храм соорудили высокое основание. Был сделан искусственный холм из булыжного камня и глины. В этом холме заложили фундамент будущего храма. Снаружи холм облицевали белокаменными плитами. Весной, когда реки разливаются, храм остается на небольшом островке. В прежние времена здесь была пристань. К ней причаливали речные суда, которые шли по Клязьме.

Конструктивно храм очень прост. Это одноглавый четырехстолпный крестовокупольный храм, характерный для древнерусского зодчества. Но те, кто строил этот храм, сумели воплотить в нем новый образ. Церковь отличается от владимирских храмов более ранней постройки предельной простотой и ясностью композиции. В храме нет ни мужественной величественности Дмитриевского собора, ни царственности Успенского собора. Храм Покрова на Нерли, легкий и светлый – это воплощение победы духа над материей. Удачно выбранные пропорции, детали и формы дали зодчим возможность создать впечатление устремленности ввысь, невесомости.

Архитекторы, имена которых не дошли до наших дней, использовали все доступные им приемы, чтобы придать храму ощущение невесомости. Во многом это определяется симметрией и равновесием постройки. Кроме того, зодчие использовали много оригинальных находок. Так, например, церковные стены немного наклонены внутрь. Этот наклон практически незаметен, но зрительно он увеличивает высоту строения. Для этого же использованы и многочисленные вертикальные линии, которые буквально бросаются в глаза. Это вытянутый барабан купола, высокие узкие окна, удлиненные колонки аркатурного пояса. Древний купол в виде шлемы в 1803 году был сменен на луковичную главу, которая сохранилась до наших дней.

Стены храма отделаны белокаменной резьбой. Это традиционное украшение для зодчества Владимира и Суздаля. На всех трех фасадах – одна композиция – царь Давид-псалмопевец, который сидит на троне. С обеих сторон около него – голуби, под голубями – фигуры львов. Под фигурами львов – женские маски. Их волосы заплетены в косы. Это символ Богородицы. Такие маски есть на всех владимирских храмах, построенных в те времена. На боковых фасадах помещены такие же маски. Они как бы опоясывают храм.

При проведении археологических раскопок выяснилось, что изначально храм с трех сторон окружала открытая галерея из белого камня, вымощенная яркими плитками из майолики. В ее юго-западном углу была лестница, которая вела на хоры. Опорой для галереи служили резные белокаменные столбы. На парапете были многочисленные украшения – резные камни, которые изображали различных мифических животных. Среди них особенно выделялась эмблема княжеской династии – барсы, поднявшиеся в прыжке.

Все внутреннее убранство храма подчиняется той же идее – стремление ввысь. Своды храма опираются на четыре столба. Она немного сужаются к верху. Это зрительно увеличивает высоту храма. Купол, полный света, парит высоко над головой. В прежние времена в этом куполе было изображение Христа-Пантократора, которого окружали серафимы и архангелы. Стены храма покрывал пестрый ковер фресок. Пол был сделан из цветного майолика. Вначале в храме было много древней живописи. Но за семь веков она сильно пострадала. Во время очередного «поновления» храма в 1877 году ее полностью уничтожили.

Но, несмотря на время и все утраты, храм Покрова на Нерли до сих пор хранит главное, к чему стремились безвестные зодчие, создававшие его. Это краеугольный камень любой религии – превосходство духовного над материальным, выраженное в камне. Скорее всего, именно поэтому храм получил всемирное признание и известность, стал своеобразной «визитной карточкой» нашей страны.

Стоит ли посетить это место? Да 0 /  Нет 0
Построить маршрут для автомобиля (откроется в новой вкладке)

Смотрите также:

Другие достопримечательности региона:

Адлер
Республика Адыгея
Алтай
Алушта
Анапа
Архангельск
Астрахань
Бахчисарай
Республика Башкортостан
Белгород
Биробиджан
Благовещенск (Амурская область)
Брянск
Республика Бурятия
Владивосток
Владимир (сейчас выбран)
Волгоград
Вологда
Воронеж
Геленджик
Республика Дагестан
Евпатория
Екатеринбург
Забайкальский край
Иваново
Ингушетия
Иркутск
Республика Кабардино-Балкарская
Казань
Калининград
Республика Калмыкия
Калуга
Камчатский Край
Республика Карачаево-Черкесская
Республика Карелия
Кемерово
Керчь
Киров
Республика Коми
Кострома
Краснодар
Красноярск
Курган
Курск
Лазаревское
Липецк
Магадан
Республика Марий Эл
Республика Мордовия
Москва
Мурманск
Нижний Новгород
Новгород Великий
Новосибирск
Омск
Орел
Оренбург
Пенза
Пермь
Псков
Ростов-На-Дону
Рязань
Саки
Самара
Санкт-Петербург
Саратов
Республика Саха (Якутия)
Сахалин
Севастополь
Республика Северная Осетия-Алания
Симферополь
Смоленск
Сочи
Ставрополь
Судак
Тамбов
Тверь
Томск
Тула
Республика Тыва
Тюмень
Республика Удмуртия
Ульяновск
Феодосия
Хабаровск
Республика Хакасия
Хоста
Челябинск
Республика Чеченская
Республика Чувашия
Чукотка
Ялта
Ярославль